С первых же дней существования Благородного собрания в его стенах проводились замечательные концерты и музыкальные вечера, сменявшие маскарады и балы. Эти концерты, пожалуй, представляли собой то лучшее, что не исчезало из этих залов никогда и не затмевалось чередой беззаботных увеселительных мероприятий. Поначалу здесь блистали в основном иностранные артисты, но после войны 1812 года среди исполнителей и композиторов начали появляться и русские имена, чему способствовал патриотический подъем, охвативший общество. Новым явлением культуры этого времени явилось то, что героические эпизоды собственной, русской истории становились предметом и темой творчества.
В стенах Благородного собрания славные события отечественнойистории служили поводом для торжественных мероприятий и концертов. Так, в феврале 1818 г., в день открытия на Красной площади памятника Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, торжества продолжились вечером в Благородном собрании необычным благотворительным концертом.
Можно смело сказать, чтокультурная жизнь, кипевшая в стенах дома Благородного собрания, превратила Москву в центр мирового искусства задолго до открытия в 1901 г. Большого концертного зала Московской консерватории. В первой половине ХIХ в. слава об акустике большого зала Благородного собрания стала распространяться не только среди столичных жителей, но и среди знаменитых европейских музыкантов, выступавших в Москве. На публичных концертах в Большом зале Москва могла услышать выдающегося немецкого виолончелиста и композитора Бернарда Ромберга, игравшего в Боннской придворной капелле вместе с Людвигом Ван Бетховеном. 8 марта 1830 г. в зале Благородного собрания выступал один из самых выдающихся пианистов XIX столетия Джон Фильд. Вместе с ним в концерте принимали участие солист Большого театра, певец Петр Александрович Булахов, певица Репина и другие. На концерте присутствовал император Николай I. Среди посетителей под номером 3 записан «Михайла Юрьевич Лермонтов» (тогда 15-летний юноша).
12 марта того же, 1830 г. в помещениях Благородного собрания проводился благотворительный концерт в пользу Московской глазной больницы. На представлении также присутствует император Николай I в сопровождении прусского принца Альберта, брата императрицы Александры Федоровны. Среди зрителей был и Александр Сергеевич Пушкин. Александр Сергеевич Пушкин неоднократно бывал в здании Благородного собрания в 1827—1830 гг. «По всей вероятности, именно здесь он впервые увидел Наталью Николаевну Гончарову на детском балу, который давал учитель танцев П. Л. Йогель».
А. С. Пушкин на балу в Москве. Рис. Д. Кардовского. 1911 г.
В зале Благородного собрания Пушкин наблюдал игру великой русской трагической актрисы Екатерины Семеновой (1786-1849) о которой поэт упоминал в «Евгении Онегине».
Трижды и эти годы в 1841, 1843 и 1847 московская публика могла насладиться концертами Ференца Листа. В 1844 г. Москву посетили австрийский композитор Роберт Шуман и его жена пианистка Клара Шуман. В 1847 г. в Благородном собрании выступал французский композитор Гектор Берлиоз.
Наряду с балами и маскарадами толпы посетителей были привлечены сюда регулярными концертами классической музыки, и дом Благородного собрания фактически стал первой московской филармонией. Ежегодно в Благородном собрании проходило 10—12 абонементных концертов Императорского Русского музыкального общества и так называемых «экстренных» собраний с выступлениями знаменитых европейских исполнителей. Дебют старшего брата Николая Рубинштейна - пианиста АнтонаРубинштейна также состоялсяв помещении Благородного собрании в апреле 1840 г.
16 марта 1871 г. в Малом зале Благородного собрания на концерте из произведений Чайковского присутствовал писатель И. С. Тургенев, который потом в самых лестных выражениях отзывался о таланте Чайковского. По инициативе П. И. Чайковского в феврале 1890 г. в Москву был приглашен и выступил в Благородном собрании всемирно известный чешский композитор Антонин Дворжак.
Афиши концертов, проходивших в залах Благородного собрания. 1880-е гг. Архив ЗАО «Дом Союзов».
Оглушительный успех сопутствовал концерту знаменитого триумвирата - С. В. Рахманинов, А Б. Гольденвейзер и Ф. И. Шаляпин,- состоявшемуся 9 марта 1900 г. в Большом зале Российского Благородного собрания.
С Большим залом Российского Благородного собрания связан и дебют выдающегося русского оперного певца Леонида Витальевича Собинова, состоявшийся 14 ноября 1890 г. на концерте в пользу нуждающихся студентов.
Первый этнографический концерт состоялся в Большом зале Российского благородного собрания 11 марта 1893 г. В нем участвовали оперные артисты, певческая капелла и оперный оркестр. Необычайно пестрая и многообразная программа концерта включала музыку многочисленных народов России.
Дом Благородного собрания оказался сопричастен еще одному ярчайшему явлению русской музыкальной культуры XX в. — концертам знаменитого хора Митрофана Ефимовича Пятницкого. 2 марта 1911 г. в Москве в зале Благородною собрания состоялся первый концерт народного (а по существу крестьянского) хора, который назывался «России звонкая душа».
Культурно-просветительская деятельность Дома Союзов после революции 1917 года была многообразной и привнесла в жизнь много нового, такого, чего не было в дореволюционное время. Широко распространенной формой культурного и политического просвещения стали лекции и беседы, коллективные чтения газет, журналов и другой литературы. Важное место в работе Дома Союзов заняли праздники труда, лекции-концерты на революционные темы.
Этой же благородной цели пропаганде политических и научных знаний служила Центральная рабочая библиотека-читальня, созданная в июне 1918г. при Доме Союзов. Уже в сентябре 1921г. она насчитывала свыше 50 тыс. томов и обслуживала более трех тысяч читателей. Это была первая профсоюзная библиотека-читальня в Москве.
Необычайно насыщенной, даже по современным меркам, была музыкальная жизнь Дома Союзов в 1919 г. Около пятидесяти больших концертов с огромным успехом прошли в это время в Колонном зале. Подобное количество и перечень имен исполнителей могли сделать честь любому филармоническому залу. Так, в благотворительном концерте 2 февраля 1919 г. участвовали Е. С. Гельцер, А. И. Южин, А. А. Яблочкина, А. Б. Гольденвейзер, С. В. Рахманинов.
30 ноября 1919 г. Колонный зал впервые использовался как зал синематографа — здесь демонстрировался фильм «Граф Калиостро».
В Доме Союзов регулярно проводились яркие и содержательные художественные выставки. Так, например, по инициативе культотдела ВЦСПС, в декабре 1925 г. в Доме Союзов открылась выставка Алмазного фонда, на которой было представлено богатейшее ювелирное собрание императорского Дома Романовых.
В 1928 г. МГСПС приступил к организации рабочих концертов в Колонном зале. Всего за 1928 г. было организовано 76 рабочих концертов, обслуживших 60 тысяч человек.
Афиша концерта Ансамбля красноармейской песни и пляски СССР под управлением А. В. Александрова. Дом Союзов. 1941 г. Архив ЗАО «Дом Союзов».
Регулярно проводились в Доме Союзов и детские мероприятия. Знаменательно, что первым культурным мероприятием, проведенным в Доме Союзов, стала встреча Нового года для детей членов московских профсоюзов. Новогодние праздники стали регулярными во второй половине 30-х годов.
Московские школьники на новогоднем празднике в Доме Союзов. 1938 г. Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД).
Ярким событием в культурной жизни страны и деятельности Дома Союзов стал Первый Всесоюзный конкурс артистов эстрады, состоявшийся в декабре 1939 г. Здесь были писатели Михаил Зощенко, Виктор Ардов, Виктор Типот, мастера эстрады Николай Смирнов-Сокольский, Леонид Утесов, Ирма Яунзем, Мария Миронова, Аркадий Райкин. Артисты драматической сцены, мастера художественного слова Игорь Ильинский, Владимир Яхонтов, Дмитрий Кара-Дмитриев, балетмейстеры Асаф Мессерер и Игорь Моисеев, режиссер Александр Крамов... Возглавлял жюри композитор Исаак Дунаевский.
Концерты в Доме Союзов проходили и на протяжении всех грозных лет Великой Отечественной войны.
Пионерский ансамбль песни и пляски выступает в Колонном зале Дома Союзов. 1942 г. Москва. Иллюстрированная история. Т. 2. С. 262.
Исполнение 7-й симфонии Д. Шостаковича. Колонный зал Дома Союзов. 29 марта 1942 г. Москва. Иллюстрированная история. Т. 2. С. 262.
В бедное и полуголодное послевоенное время устойчивой традицией в работе Дома Союзов оставалось проведение новогодних праздников. Посещение Колонного зала оставалось в памяти юных москвичей на всю жизнь.
Пригласительный билет на новогоднюю елку в Колонный зал Дома Союзов. 1946г.
Радостным и ярким был десятый, юбилейный, новогодний праздник в 1945 г. В центре Колонного зала высилась елка. Роль Деда Мороза исполнял артист Мосэстрады С. И. Преображенский — он многие годы был бессменным Дедом Морозом на елках в Колонном зале. На главной лестнице гостей встречали ряженые, игравшие на музыкальных инструментах. Особенно понравился ребятам заячий оркестр. Зайцы играли вместо труб на морковках. В фойе установили аттракционы, качели, «чертово колесо», карусель.
Московские школьники на новогодней елке в Колонном зале Дома Союзов. Январь 1951 г. Фото Колесникова. Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД).
Концерты для школьников, систематически проводившиеся в Доме Союзов, пользовались огромной популярностью. «Ровесники» записывались и демонстрировались на телевидении и транслировались по радио. Несколько поколений ребят выросли на этих циклах и водили на них своих детей и внуков.
Музыкальная жизнь в Доме Союза в 1960-1980-е гг. была многообразной и насыщенной. С 1958 г. в Москве раз в четыре года начал проводиться Международный конкурс музыкантов исполнителей им. П. И. Чайковского. С 11 июня по 4 июля 1974 г. в Москве прошел очередной V Международный конкурс. По сложившейся традиции конкурс проводился параллельно в двух концертных залах — Большом зале Московской консерватории и Колонном зале Дома Союзов, которые и до сей поры отвечают высоким акустическим требованиям, необходимым для проведения международных состязаний музыкантов.
Проходили в Колонном зале юбилейные концерты, посвященные классикам русской музыки. Так, в 1973 г. с размахом праздновалось 100-летие Сергея Васильевича Рахманинова. Симфонический оркестр вдохновенно исполнял полные драматизма шедевры великого композитора.
А для самых популярных певцов, композиторов и поэтов авторские вечера в Колонном зале Дома Союзов становились венцом признания их творчества. Благодаря телевизионным трансляциям Колонный зал был доступным для всей страны. 10 апреля 1976 г. в Колонном зале Дома Союзов состоялся юбилейный концерт эстрадной певицы Клавдии Ивановны Шульженко. Концерт посвящался 50-летию сценической деятельности артистки.
Народная артистка СССР Клавдия Шульженко. Архив ЗАО «Дом Союзов».
Ни один праздничный концерт тех лет не обходился и без участия Муслима Магомаева. Певца ждали в залах и у экранов телевизоров.
Кумир советской молодежи 1960-х гг.,народный артист СССР, певец Муслим Магомаев. Архив ЗАО «Дом Союзов».
Несмотря на бурные события, потрясавшие в 1980-1990-х годах основы общественно-политического и социально-экономического устройства страны, в Доме Союзов продолжалась обычная, сложившаяся на протяжении двух столетий общественно-культурная жизнь. В его стенах проходили массово-культурные мероприятия, международные конкурсы, новогодние елки, юбилейные вечера и концерты выдающихся певцов и музыкантов.
По материалам издания "Дом Союзов. История и современность" Москва 2008г.