Здание, приобретенное Благородным обществом (дом князя В.М. Долгорукого), раскинулось покоем по Большой Дмитровке от Охотного ряда чуть ли не до Георгиевского переулка.
Долгоруковы строили свой дом для семейного проживания, и поэтому в нем не было больших залов. Для нужд дворянского общества требовалась перестройка здания. Для воплощения проекта перестройки здания был приглашен знаменитейший архитектор того времени Матвей Федорович Казаков.
М. Ф. Казаков (1738-1813). ГУК «Музейное объединение «Музей истории Москвы».
М. Ф. Казаков не впервые занимался перестройкой старых зданий, и поэтому проект нового дома для Благородного собрания московского дворянства был сделан довольно быстро. Дом был построен в популярном тогда стиле классицизма — художественного направления, распространенного в России в XVIII — начале XIX в., обращавшегося к древнегреческому искусству как идеальному образу.
Позднее здание Благородного собрания еще не раз перестраивалось. Ныне оно занимает всю ширину квартала от Охотного ряда до Георгиевского переулка. Однако наибольшую архитектурную ценность представляет именно та его часть, которая была создана между 1784 и 1788 гг. под руководством М. Ф. Казакова.
Фасад и план здания Благородного собрания из Первого альбома М. Ф. Казакова. Чертеж к. XVIII в. Памятники русской архитектуры. Обмеры и исследования. М., 1954. Табл. 2.
Невысокое двухэтажное здание было вытянуто вдоль Большой Дмитровки. С этой стороны Казаков развернул торжественный фасад с повышенным шестиколонным ионическим портиком в центре и пилястровыми тосканскими портиками по сторонам. Строгая симметрия и четкая ритмичность, подчеркнутая характерными для раннего классицизма вертикальными нишами вокруг окон, организовали протяженный фасад, сделали его стройным и пропорциональным торцевому фасаду, выходящему на Охотный ряд, на котором Казаков поместил лишь торжественный подъезд с арочным входом, обрамленным двумя парами колонн. А на месте прежнего внутреннего двора был устроен Большой зал (носивший также названия Белого и Большого Колонного, а в советское время переименованный в Колонный). Из парадного подъезда в Охотном ряду широкая трехмаршевая (впоследствии переделанная в двухмаршевую) беломраморная лестница вела в парадную анфиладу, залы, гостиные и кабинеты которой окружали Большой зал. Он был таким огромным, что мог вместить более двух тысяч человек. Большой зал по высоте превосходил прежнее здание, и его объем возвышался над всей постройкой.
Слева: Планы 2-го этажа здания Благородного собрания. Сверху — подписной чертеж М. Ф. Казакова; в середине — чертеж из Первого альбома М. Ф. Казакова; внизу — обмерные чертежи перекрытия галереи. Памятники русской архитектуры. Табл. 3. Справа: Один из самых ранних (1802 г.) сохранившихся планов владения — «Геометричный план» Дома Благородного собрания под № 145, 2-го квартала Тверской части. ЦАНТДМ.Ф. 1. Оп. 15. Д. 359. Ед. хр. 3. Л. 1.
Архитектура зала настолько замечательна, что он воспринимается как самостоятельное произведение, став синонимом дома, в котором находится. Окружающие Большой зал величественные коринфские колонны, ставшие главным украшением и придающие ему великолепие и парадность, несут мощный антаблемент, за которым скрывались полукруглые окна второго света. Благодаря этому потолок с живописным плафоном как бы парит в воздухе.
Следует особо сказать о прекрасных акустических свойствах Большого зала. Именно они наряду с архитектурными достоинствами обеспечили ему популярность. Большой зал был признан одним из лучших в России в акустическом отношении: и оркестр, и голос солиста звучат в нем мягко и одновременно отчетливо.
Лучше всех понимал грандиозность, великолепие Большого зала его создатель, Матвей Казаков. Чтобы снять или хотя бы смягчить ощущение резкого контраста между Большим залом и окружающими его гостиными, зодчий выделил поблизости еще два небольших зала — Екатерининский и Крестовый, сделал их как бы переходными и по торжественности декора, и по величине. Екатерининский (ныне — Опальный) зал примыкает к Большому со стороны Охотного ряда. Современное название зала рождено своеобразной расстановкой колонн — полукругом вдоль двух противоположных коротких стен. Крестовый зал был украшен более скромно — только пилястрами.
Другие парадные залы Собрания тоже получили собственные названия: Александровский — в честь императора Александра I, Голицынский — в честь одного из основателей московскою Благородного собрания, Казаковский — по имени архитектора, перестроившего здание, Соймоновский — в честь главного попечителя Опекунского совета, руководившего перестройкой дома.
А. Ф. Малиновский, описывая Благородное собрание, дает живописные характеристики помещений Дома Благородного собрания: «Кроме полуциркульной галереи, в которой поставлен памятник Екатерине II, сопредельные две залы занимаются карточными столами, за ними столовая и уборная для дам; есть комната и для чтения газет. Одна сторона — хор над колоннадою в зале — занята бывает оркестром, а на другие там стороны допускаются разного звания люди, не имеющие права быть записанными в Собрании, и смотрят оттуда на танцы и блистательность собрания дворян российских.
Во время французского нашествия 1812 г. в Москве бушевал сильнейший пожар, уничтоживший 6.5 тысяч домов и церквей (или две трети от общего количества). В этом пожаре пострадало и здание Благородного собрания. Огонь истребил все книги с журнальными повседневными записями, счета, планы и другие подлинные акты Собрания. Все, что было спрятано в кладовой: мебель, столовое белье, фарфоровая посуда, другие предметы обихода — подверглось «наглому расхищению злодеев».
Мы видим удручающую картину доведенного до состояния руин некогда великолепного дворца. Мелкие торговцы были пущены вполуразрушенное здание от безысходности. Торговля вупомянутых лавках, помещение под которые сдавалось внаем, была единственным источником доходов Благородного собрания в послевоенное время.
Как только захватчики - французы были изгнаны из Москвы, старшины озаботились восстановлением Дома Благородного собрания.
Список лиц, пожертвовавших денежные средства на восстановление Дома Благородного собрания с указанием суммы пожертвования. Первым в списке значится император Александр I. ЦИАМ. Ф. 381. Оп. 1.Д. 18. Л. 2.
После пожара 1812 г. архитектором А. Н. Бакаревым здание было восстановлено в 1814 г., однако декоративное убранство Колонного зала и его живописный плафон были навсегда утеряны. Вероятно в ходе восстановительных работ по всему периметру Большого зала был сделан балкон.
Колонный зал до постройки балкона. Перспективный и продольный разрез. Реконструкция. Памятники русской архитектуры. С. 11-12.
Так выглядел в первой половине XIX восстановленный после пожара Дом Благородного собрания. Раскрашенная литография середины XIX в.
В начале XX в. Москву охватила строительная горячка. Город стремительно начал расти вверх, менять свой привычный облик. Изменялся и Охотный ряд. Двухэтажное приземистое здание с фронтонами начало восприниматься как тяжеловесное и несовременное, уже не отвечавшее изменившимся вкусам. Казалось, что старинный Дом Благородного собрания, с классическим портиком посередине и входом, увенчанным аттиком с треугольным фронтоном и крупной врезной аркой, с недоумением взирает на происходящее. Московское дворянство решило не отставать от моды и перестроить дом. Автором проекта перестройки стал А. Ф. Мейснер, в 1900-х гг. состоявший архитектором Московского депутатского дворянского собрания. Выполняя желание заказчиков, архитектор должен был поднять дом на один этаж, надстроив его по всему периметру соединенных вместе корпусов и сравняв по высоте с объемом Большого зала. Выполнение этой задачи влекло за собой кардинальное изменение фасадов.
Архитектор повторил казаковскую композицию, применив во внутренней планировке основные принципы а внешний облик здания значительно изменив. Оба фасада (по Охотному ряду и по Большой Дмитровке) были сделаны более строгими и стройными, чем прежде.
Фасад со стороны Большой Дмитровки. ЦАНТДМ.Ф. 1. Оп. 15. Д. 359. Ед. хр. 14. Л. 4.
В результате работ Мейснера дом сильно изменился, но не потерял классической формы, его декор также явствует о полном сохранении классической традиции. Здание имеет портик с четырьмя нарядными коринфскими колоннами, равномерно расставленными по обеим сторонам. В глубине портика, на стене, проходит горельеф из античных сюжетов. Широкий прямоугольный аттик, над которым просматривается купол, заменил прежний треугольный фронтон.
Фасад Дома Благородного собрания после перестройки А. Ф. Мейснером. Вид со стороны Охотного ряда. Открытка к. XIX — нач. XX в.
Основательная перестройка дома, выполненная в 1903-1908 гг., существенно изменила облик здания, который и сохранился до наших дней.
Современный вид Дома Союзов
Во время Великой Отечественной войны Дом Союзов, к счастью, удалось уберечь от разрушительных бомбардировок вражеской авиации. Однако время и интенсивная эксплуатация наложили свой отпечаток на его физическое состояние. Разрушились многие конструкции, особенно деревянные перекрытия над отдельными помещениями. Местами просел фундамент, пришли в негодность многие внутренние коммуникации. Осыпались лепнина и штукатурка.
Крупномасштабные капитальный ремонт и реставрационные работы по Дому Союзов начались в 1967 году. Перед проектировщиками и строителями стояла сложная задача: восстановить замечательный памятник архитектуры русского классицизма, восполнить утраты художественного оформления, заменить устаревшие конструкции так, чтобы не были повреждены ценные качества помещений, в первую очередь Колонного зала.
Восстановительные работы 1967 года были продолжены через 10 лет. Были выполнены работы по реставрации карнизов, люстр, дверей и художественной отделки помещений, по укреплению фундаментов, монтажу систем вентиляции, кондиционирования воздуха, автоматики, средств связи и синхронного перевода речей.
В настоящее время здание Дома Союзов составляет одно из главных украшений архитектурно-исторического «ожерелья» Центра Москвы, является подлинным национальным достоянием России.
По материалам издания "Дом Союзов. История и современность" Москва 2008г.